Смотреть фотографии
13 апреля у нас состоялось паломничество в Фульду и в православный монастырь Св.Иустина. Мы отправились из Вуперталя на совсем новеньком автобусе, сделав ещё остановки в Дюссельдорфе и Дортмунде, где к нам присоединились паломники с других приходов, всего 60 человек. Первой нашей целью был Петерсберг под Фульдой, где пребывают мощи замечательной святой 8 века, преп.Лиобы. Из-за пробок на дороге, мы опоздали на целый час к назначенному времени, однако монахини бенедиктинского скита Св.Лиобы, несмотря на «тихий час» нас всё равно ждали, вскоре нам открыла храм сестра Мария Рут. Прежде чем провести нас в крипту к мощам, рассказала нам об истории монастыря и жизни Св.Лиобы.
Святая родилась в Англии в 710 году в благочестивой семье. Ещё беременной матери было предзнаменование судьбы будущего ребенка: в её груди постоянно слышался звон колокола. Св.Лиоба и оказалась для Германии евангельским колоколом своей святостью. С тех пор неизменно изображается с этим символом. Св.Лиобу чень рано отдали в монастырь Уимборн, где она проходила школу духовного становления. Затем она перешла монастырь Минстер, где она от игумении, Св.Еадбурги, впервые услышала о миссионерских подвигах своего родственника, Св.Бонифация, который вскоре призовет Св. Лиобу к миссии в Германии.
В 735 году Лиоба прибывает в Германию и св.Бонифаций назначает её игуменией только что основанного им монастыря в Таубербишовсхайме. Так началось сотрудничество апостола Германии и Лиобы, превратившееся в крепкую духовную дружбу, подобную той, что связывала Св.Златоуста и Св.Олимпиаду. Майнцкий архиепископ даже завещал себя похоронить с ней в одном гробе.
За годы своего руководства обителью Св.Лиоба сумела превратить её в духовный центр всей области Майна, насаждая и взращивая везде образование, святость и веру. Слава о школе Св.Лиобы распространилась по всей империи франков, о ней ходили легенды. Красота смиренной личности игумении, украшенной многими духовными дарами, привлекала к ней бедных и богатых, малых и королей.
Божественная любовь, которую стяжала Лиоба, соответствовала самой сущности её имени. Она скончалась 23 сентября 780 года в Шорнхайме, куда она удалилась в последнее время ради созерцания Бога, сложив с себя обязанности игумении.
После её кончины начались чудеса у её гроба и беспримерное почитание, продолжавшееся долгие Средние Века. Сегодня в связи со всеобщим ослаблением веры и оступлением от неё на Западе почитание «помощницы в скорбях» угасло. В крипте, прикладываясь к мощам преподобной Лиобы, её главе и гробу, многие из нас открывали для себя благоухающее касание её любви, благодаря Бога и возсылая молитвы.
Однако, мы спешили в Фульду, по своему значению, являющейся духовной столицей Германии. Остановившись в центре старого города мы пешком прошли по цветущему епископскому парку к Дому, месту упокоения величайшего немецкого святого, апостола, святителя и мученика Бонифация. Не первый раз совершая паломничество в Фульду, мы дивились величию собора, красоте его груфта с ракой Св.Бонифация. Мы помолились перед его гробом, а поднявшись наверх и подойдя к главному алтарю с изумлением увидели на нем стоящий реликварий с главой Св.Бонифация, что бывает лишь в дни памяти «апостола Германии», то есть очень редко. Справа от него, находился ковчег с главой св.Штурмия, его ученика и первого игумена монастыря Фульды. Мы очень обрадовались такому подарку: увидеть мощи великих святых, поклониться им и пропели величание.
Выйдя из собора мы посетили рядом с ним стоящую, древнейшую «каролингскую» церковь Арх. Михаила 9 века. Немногие, кроме того, могли подняться на »епископскую гору, где когда-то любил пребывать в уединении и созерцании Св.Бонифаций.
Далее мы собрались и двинулись в скит Св.Иустина, который находился в 35 километрах от Фульды. О.Иустин, встретивший нас, предложил нам перед всенощной беседу и трапезу.Чтобы настроить нас на внимательную молитву за богослужением он привел известные слова из поучений Св.Исаака Сирина: »безмолвие – тайна будущего века» в чрезвычайно насущном контексте молчания в храме.Термин исихастов «безмолвие» сегодня вовсе недоступный для понимания, в толковании о.Иустина стал конкретнее в его переводе мысли св.Исаака: »молчание –тайна будущего века». Означает это для нас паломников, приехавших в скит помолиться, причаститься за Литургией Св. Тайн, строгое воздержание от всякого шума, даже звуков, связанных с поведением в храме как знаках греховной суеты и расслабления. После такого назидания о.Иустина вечернее богослужение в новой скитской церкви Благовещения и на следующий день Литургия проходили в духе особенной сосредоточенности и трезвенного молчания.
Сослуживший с о.Иустином диакон Александр из Киева, во время проскомидии заметил, что слишком тихо и, наверно, никого нет, хотя уже время, но выйдя из алтаря с удивлением обнаружил полную церковь молящихся людей. Благоговейная тишина была непривычной, отверзала внутренние чувства, в некоторой степени раскрывая суть поучения, преподанного о.Иустином перед вечерним богослужением. Вместе с особенным благодатным служением самого о.Иустина, мы на короткое время, могли ощутить дух подлинного подвижничества, даже святости, хотя скитское пение было весьма скромным: весь хор состоял из одной немки Андреи, а читал послушник Олег.
Часть нашей группы останавливалась на ночлег в бенедиктинском монастыре, который располагался в 15 километрах от скита, кроме тех, кому очень была нужна исповедь у о.Иустина. Перед отъездом все могли набрать воды из святого источника. Уже возвращяясь назад, утешенные и окрылённые, делясь своими впечатлениями от нашего паломничества, мы признавали, что открыли для себя не только древних святых, но и скит о.Иустина, который является не только учеником старца Василия, из Гайльнау, но и достойным продолжателем его дела и старчества, возрождения в Германии традиции исихазма, как духовного Предания Православия и учения Св.Отцов.
Александр Столяров